Закрыть

«Неизвестный Эрьзя» по «Пушкинской карте»

«Неизвестный Эрьзя» по «Пушкинской карте»

27 ноября 2021 года первокурсники вокального отделения и второкурсники фортепианного, дирижёрско-хорового, теоретического и отделения народных инструментов вместе с Л.Н. Вавиловой по «Пушкинской карте» посетили Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи. В честь 145-летия со дня рождения Мастера в Саранск привезли работы Степана Эрьзи из собрания Государственного Русского музея. Стоит отметить, что в столицу Мордовии прибыли 27 из 31 работы скульптора, которые хранятся в музее Санкт-Петербурга.    Двадцать семь шедевров, которые многие жители нашего города никогда не видели. А у нас появилась уникальная возможность посетить музей и посмотреть эти неизвестные работы мордовского скульптора. Выставка так и называется –   «Неизвестный Эрьзя». Экскурсовод МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Екатерина Кондрашкина рассказала, что скульптуры из Русского музея «приезжали» к нам в далёком   1976 году на юбилейную выставку произведений С.Д. Эрьзи, посвященную 100-летию со дня рождения скульптора.

Творчество С.Д.Эрьзи вместило в себя достижения не только национальной, но и русской, и мировой культуры. Об этом свидетельствуют работы, посвященные великим людям. Мастера всегда привлекали характеры героические, личности яркие и сильные, натуры страстные.    

Среди представленных работ нас, как студентов музыкального училища, привлекли, прежде всего, «Бетховен» (1929) и «Музыка Грига» (1936). Отдельно хочется отметить скульптурный портрет Льва Николаевича Толстого (1930). С.Д.Эрьзя, живя в Москве, бывал в доме Толстых и имел возможность беседовать с писателем. Воспоминания об этой встрече, видимо, волновали скульптора и он навсегда сохранил в памяти его образ. Глядя на Л.Н.Толстого, ощущаешь его холодный, острый, насквозь пронизывающий взгляд. Все произведения, которые были перечислены выше (а также множество других), выполнены из кебрачо – одного из самых прочных деревьев. «Железное дерево», которое до Эрьзи никто из скульпторов не применял, привлекло внимание Мастера, что объясняется высокой плотностью и твердостью древесины. Фактурное богатство кебрачо придаёт некую изюминку всем произведениям Степана Дмитриевича.

Если брать во внимание скульптуру «Бетховен», то можно сказать, что Эрьзя смог передать всю порывистость, энергичность и суровость композитора. Скульптор сделал лишь лицо маэстро, а все остальное осталось как бы «необработанным», хотя, на самом деле, это, конечно, не так. Это ощущение создают «волосы», которые выполнены одним большим наростом древесины. И лишь при ближайшем рассмотрении можно понять, что к ним прикоснулась рука скульптора.   Эрьзя часто   говорил, что природа всё сделала, а ему осталось «только» открыть.

Также детально проработана и скульптура «Музыка Грига». Эдварда Грига он изобразил в таком же порыве, как и Людвига вана Бетховена, хотя, конечно, это были совершенно разные личности. «Музыка Грига» – одно из самых лирических и символичных произведений Степана Эрьзи, которым скульптор смог выразить свою любовь к творческому гению знаменитого норвежского композитора.

Сильные, мужественные характеры, мятущиеся души, величие духовных и физических сил запечатлел Эрьзя и в героях античной мифологии: «Голова Медузы» (1938), «Мельпомена» (1939).

После «Неизвестного Эрьзи» нам представилась прекрасная возможность вновь пройтись по уже знакомым залам, в которых представлены экспонаты постоянной выставки, находящиеся в стенах музея круглогодично. Но, по признаниям некоторых студентов, у кого-то это было первое знакомство с великим скульптором, имя которого прославлено на весь мир. В этих залах были представлены не только скульптуры из кавказского ореха («Леда и Лебедь» (1922), кебрачо («Мать с ребенком» (1929) «Александр Невский» (1931) и альгарробо («Голова крестьянина» (1931), «Моисей»(1931), но и из других материалов. Мы убедились в том, что С.Д.Эрьзе подвластен и мрамор, который в его руках превращался в настоящий шедевр. Например, скульптура «Ева» (1919). Мраморная библейская прародительница изображена в образе пышнотелой деревенской девушки. С какой бы стороны мы не подошли, каждый раз она раскрывается с разных сторон.   А изваяние «Жертвам революции 1905 года» (1926) исполнено в изобретенном скульптором материале с условным названием «железобетон». На широкой плите изображены безжизненные тела рабочего с огромными стиснутыми кулаками, двух молодых женщин и ребенка. Памятник «Жертвам революции…» звучит как реквием, как хорал, как протест против насилия.

После просмотра постоянной экспозиции работ С.Д.Эрьзи, мы посетили залы с картинами Ф. В. Сычкова и русской живописи XVIII-XIX веков.

Основная тема творчества Сычкова – отображение жизни русской деревни. Ф.В.Сычков создал в своих полотнах яркие, запоминающиеся, убедительные народные образы: быт и жизнь крестьян, народные гуляния, свадьбы, посиделки («Катание с гор» (1937), «Праздничный день. Подруги. Зима» (1941). С картин на нас смотрели сычковские красавицы: весёлые и жизнерадостные, с задорной, белозубой улыбкой («В цветущем огороде» (1913), «Плясунья Соня» (1932), «Жница» (1931), «Трактористки-мордовки» (1938 год). Все его произведения отличаются невероятной динамичностью и красочностью. Запомнились также великолепные пейзажи и натюрморты Сычкова: «Жница» (1931), «У изгороди. Зима», «У изгороди. Лето» (1931); «Маки» (1910), «Клубника» (1910), «Огурцы» (1917), «Цветы» (1939), «Астры» (1940), «Сирень» (1956), «Шиповник» (1956). Да, по праву Ф.В.Сычкова называют «художником радости».

Подробнее - http://kiryukov-smu.ru/news/pushkinskaya-karta-vystavka-neizvestnyy-erzya/

 

Размер шрифта

-
A
+

Цвет сайта

A
или
A

Стандартная версия