20 апреля в МРДБ прошел Межрегиональный день национальной детской литературы «Народы дружат книгами» = «Раськетне ялгакснить книга вельде» = «Нароттне ладяйхть фкя-фкянь мархта книгатнень вельде» = «Халӑх туслӑхӗ – кӗнекере».
Мордовская республиканская детская библиотека поддержала мероприятие, инициированное специалистами БУ «Детско-юношеская библиотека Минкультуры Чувашии».
Участниками Межрегионального дня национальной детской литературы стали издатели, писатели, музейные работники, библиотекари муниципальных районов Республики Мордовия, школьные библиотекари г. о. Саранск.
С приветственными словами к профессиональному сообществу обратились директор МРДБ Федотова Ольга Ивановна и директор Детско-юношеской библиотеки Чувашии Григорьева Тамара Романовна.
Специалисты работали на двух площадках: круглый стол для руководителей детским чтением «Библиотека – открытая площадка для диалога культур» и «Литературно-творческие встречи». В мастер-классах второй площадки участвовали дети из Гимназии № 19 и Русской классической школы.
Проблема самоидентификации остро стоит в современном мире. По данным лингвистического мониторинга ЮНЕСКО, происходит оскудение языкового богатства. Этот процесс связан с общими для всей нашей цивилизации вызовами развития: глобализацией, взрывной информатизацией, нарушением связи поколений, урбанизацией и разрушением традиционных укладов жизни. А если исчезнет язык, значит, исчезнет культура. Чтобы этого не произошло, в национальных республиканских библиотеках большое внимание уделяется краеведческой работе.
Специалисты детских национальных библиотек для обмена опытом, обмена хорошо зарекомендовавшими себя традиционными и инновационными практиками проводят встречи, учреждают специальные дни. Межрегиональный день национальной детской литературы – одно из таких мероприятий.
О. И. Федотова и Т. Р. Григорьева рассказали о деятельности детских библиотек Мордовии и Чувашии по продвижению национальной литературы.
Согласно проводимому МРДБ анкетированию, дети активно интересуются краеведческой литературой, предпочитают краеведческие сказки и приключенческие рассказы, а среди самых читаемых писателей: Я. Пинясов, К. Абрамов, Н. Эркай, Ф. Атянин. Библиотекари рассказывали о проектах, циклах мероприятий, сериях онлайн-публикаций, методических пособиях, выпускаемых в целях сохранения и продвижения языков, национальных писателей. В МРДБ – это театрализованные краеведческие праздники «Вместе дружная семья», онлайн-цикл рассказов о книгах-юбилярах «Юбилейное ожерелье», сборник методических пособий «Мордовские писатели – детям», серия буктрейлеров мордовских писателей, мастер-классы.
Знакомя слушателей с деятельностью Детско-юношеской библиотеки Чувашии, докладчики отметили тесное сотрудничество с национальными писателями, совместные проекты и акции, а также работу, направленную на поиски молодых авторов и продвижение их произведений. Реализуется ряд мероприятий в рамках Месячника чувашского языка, проводятся конкурсы литературного творчества молодых писателей, проходят передачи на телевидении и радиопроекты, творческие мастерские по знаменитой чувашской вышивке.
Особый интерес у слушателей вызвали билингвы – книги-потешки, другая продукция Чувашского книжного издательства, а также опыт работы с электронными ресурсами. В частности, электронная библиотека «Писатели Чувашии – детям», созданная для поддержки творческих проектов. Здесь представлены наиболее значимые детские произведения Чувашии: 1823 произведения 80 чувашских писателей и поэтов в текстовом, а также 150 произведений в аудиоформатах. Плюс развлекательные рубрики, созданные по мотивам чувашских текстов.
На творческой площадке прошли активные мастер-классы от писателей и издателей. Школьники слушали потешки, прибаутки, стихи на разных языках, сыграли в настольные игры.
В течение всего дня работали книжно-иллюстративные выставки с произведениями чувашских и мордовских писателей.
Ребенок постигает ауру той культуры, в которой живет. И родная литература, родной язык – а это Слово и Образ – один из действенных путей постижения детьми духовной культуры. И в этом случае проблем с самоидентификацией у ребенка не будет. Популяризируя национальную детскую литературу, мы не только просвещаем, но и способствуем пониманию общих законов красоты наших народов во всей духовной культуре: в музыке, живописи, устном народном творчестве, скульптуре, архитектуре.