Многочисленные коллеги и ученики искренне поздравляют Наталью Борисовну Мельник с государственной наградой. Накануне Дня народного единства Владимир Путин подписал документ о награждении директора Республиканской детской хореографической школы Натальи Мельник «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу» Почетной грамотой Президента России.
Прирожденная фантазёрка
Хотя много лет назад, выбирая профессию, ни о каких наградах она, разумеется, не думала. Её родители, дипломированные инженеры, с раннего детства замечали способности дочки к художественному творчеству. Впрочем, они оба великолепно пели, нередко, собравшись дома дружной компанией с приятелями, устраивали театрализованные представления, регулярно ходили на спектакли, концерты. Кстати, Наташина мама девчонкой участвовала в художественной самодеятельности со своей рузаевской одноклассницей Любой Денисовой, ставшей потом народной артисткой Мордовии.
И у застенчивой от природы Наташи рано проявились не только артистические наклонности. После нескольких походов с папой в кукольный театр она сама соорудила между стульями ширму и начала давать подружкам представления, мобилизовав в качестве исполнителей своих мишек и лялек. Сама сочиняла какие-то сюжеты, распределяла роли, озвучивала персонажей.
Моисеевская закваска
А в танцевальную студию при ДК завода «Электровыпрямитель» Наташа попала случайно, лет в одиннадцать. Но именно по совету руководившей студией Юлии Гармашовой после школы она поступила в Орловский филиал Московского института культуры.
Опытная Юлия Ивановна, объективно оценивая незаурядность Натальи, убедила: мол, в Москве чудовищный конкурс, а в Орле – замечательный филиал, основанный на базе знаменитой школы Игоря Моисеева.
Действительно, там способная студентка в совершенстве освоила мудреную технику народных танцев – украинского гопака, белорусской лявонихи, русского трепака, молдавской хоры, польского краковяка, греческого сиртаки, испанских, цыганских…
Окончив вуз, она вернулась в родной Саранск, где дипломированную артистку охотно взяли в ансамбль песни и танца «Умарина». Коллектив тогда активно гастролировал по всему Советскому Союзу и за рубежом. Однако танцевальный репертуар, как признаётся Наталья Мельник, был скудноват, ей хотелось чего-то большего. Потому начала пробовать себя и как хореограф-постановщик. А выйдя замуж, она без сожаления ушла в декрет, распрощавшись с гастрольно-концертной круговертью. Но родив дочку, вдруг поняла, что жить без танцев уже не может. Они ей снились ночами.
Спустя годы, Наталья Борисовна не скрывала сожаления, что слишком рано завершила артистическую карьеру, не успела полностью самореализоваться на сцене.
Хореографическое призвание
Несколько лет она искала себя. Пробовала вести детский танцевальный кружок в общеобразовательной школе, потом как хореограф занималась с перспективными юными спортсменками-«художницами». Мордовские представительницы художественной гимнастики в восьмидесятые уверенно заявили о себе. Не случайно же в Саранске проводился престижный тогда международный турнир на призы журнала «Советская женщина». Наверняка, немалую лепту в успех мордовских гимнасток внесла и молодой хореограф Наталья Мельник.
А потом Наталью Борисовну пригласили преподавать в Республиканскую хореографическую школу и на факультет национальной культуры МГУ.
По отзывам учеников и студентов, преподаватель она довольно строгий и требовательный, зато им удаётся достигать блистательных результатов. Ну, да, в десять, двадцать раз строже, и прежде всего Наталья Борисовна требовательна к себе. И за что бы она ни бралась, всё стремится сделать не просто точно и правильно, но и вкладывая свою душу.
И к ученикам – а сколько их было за двадцать с лишним лет! – Наталья Борисовна относится с материнской заботой, искренним теплом, каждого помнит по именам.
Многие из них сейчас танцуют в балете Музыкального театра им. И.М. Яушева, Государственном ансамбле песни и танца «Умарина», ансамбле танца «Лейне», выступают в профессиональных коллективах Н.Новгорода, Самары, Уфы, продолжают обучение в высших учебных заведениях Москвы, Перми. Некоторые уже преподают в Институте национальной культуры и хореографической школе, создают собственные танцевальные коллективы в Мордовии и других регионах.
«За кадром»
Внутренняя самодисциплина, исключительная ответственность и высочайший профессионализм – эти характеристики Натальи Мельник оказались важными, когда в 2014 году региональное Министерство культуры решало вопрос, кому доверить руководство Республиканской хореографической школы. Семь лет Наталья Борисовна уверенно рулит учебным процессом, совмещая директорские обязанности с преподаванием.
А ещё значительное место в её жизни занимает творчество хореографа-постановщика, позволяющее реализовать самые разнообразные пластические и драматургические замыслы, идеи и эксперименты. Сама она остается «за кадром». И не все знают, что Наталья Мельник внесла весомую лепту и в феерический успех саранского данс-театра «Визави», признанного в конце 1990-х лучшим танцевальным коллективом России. С 2006 г. она была балетмейстером-постановщиком дефиле этнической моды на подиумах культурных форумов, в том числе презентации Мордовии в Кремлевском Дворце съездов и Министерстве иностранных дел России. Как балетмейстер-постановщик сотрудничала и с Музыкальным театром им. И.М. Яушева, и с республиканской Русской драмой.
Выпустила несколько балетных спектаклей с участием учеников хореографической школы – «Половецкие пляски» А.Бородина, «Штрихи к…», «Волшебное дерево, или Сказка о заколдованном принце», «Оживленный сад»…В прошлом году Наталья Мельник вместе с артистами яушевского театра и школьниками создала хореографическую «Мордовскую легенду» на музыку Н. Кошелевой.
Мастерство хореографа-постановщика Натальи Мельник чаще оставалось «за кулисами», но придавало особый шарм масштабным массовым представлениям, посвященным юбилейным датам Победы, 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, проведению чемпионата мира по футболу в Саранске…
Этот великий труд достоин президентской награды.