15 марта 2021 года перед студентами и преподавателями Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова выступил ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской государственной филармонии. Выступление осуществлялось в рамках проекта «Виртуальный концертный зал» и шло на большом экране Большого концертного зала училища. На виртуальной сцене в этот концертный час для нас выступили струнный секстет (1 скрипка – Татьяна Гринденко), за роялем – Владимир Мартынов, электроника – Zurkas Tepla.
Ансамбль «Академия старинной музыки» был создан в 1982 году известной скрипачкой, лауреатом многих международных конкурсов Татьяной Гринденко. В первые годы становления коллектива в его репертуаре преобладала музыка композиторов прошлого: Монтеверди, Перголези, Вивальди, Корелли, Перселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Фомина, Бортнянского. Исполнители ставили своей задачей точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным («историческим») представлениям, играя на старинных инструментах с использованием барочных смычков. Татьяна Гринденко и ее ансамбль внесли значительный вклад в развитие аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране.
Начиная с 1990-х годов, репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями современных композиторов: Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других.
С начала своего возникновения и по сей день ансамбль много выступает. Мировую славу ему принесли выступления во многих странах мира, сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Гидон Кремер, Андреас Штайер.
В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» Гринденко создает ансамбль Opus Posth, специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство». В основе его деятельности лежит концепция композитора Владимира Мартынова, определившая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Суть этого видения состоит в том, что на сегодняшний момент потенциал композиторской музыки (опус-музыки) исчерпан, в этом смысле оpus-рosth-музыка – это то, что следует за опус-музыкой и заменяет ее. Ансамбль создает новое пространство, привнося в свои выступления ритуальность сакральной музыки, оперируя архаичными традициями на основе новейших современных композиторских методов. В репертуаре коллектива – музыка Адамса, Айвза, Десятникова, Канчели, Карманова, Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Пярта, Сильвестрова.
В рамках виртуального концерта ансамбль представил одно из произведений этого проекта, принадлежащее Владимиру Мартынову. Отправной точкой, музыкальной темой для вариаций послужило произведение английского композитора ХVII века Генриха Пёрселла. Музыкально-стилевой контраст, тембровая драматургия, основанная на смысловом взаимодействии тембров рояля – электроники – струнных, расстановка музыкантов на сцене очень точно передавали замысел композитора. Завершение довольно сложного для восприятия произведения ясной диатонической темой с несовершенной каденцией у струнных на пике смыслового философского развития – считать ли это неким итогом, выводом или многозначительным пожеланием будущего юному поколению музыкантов? Об этом и многом другом говорили с экрана исполнители.
Подробнее - http://kiryukov-smu.ru/news/virtualnyy-kontsertnyy-zal-ansambl-solistov-akademiya-starinnoy-muzyki/