В канун праздника 8 марта группа студентов и педагогов Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова совершила вояж в город Пензу. Цель путешествия – визит в органный зал Пензенской областной филармонии. Наши студенты – пианисты и теоретики, впервые увидели инструмент, а, главное – услышали голос этого музыкального исполина. Нет, не голос – а все голоса, заключённые в этом огромном организме. Исполнитель – доцент Московской государственной консерватории, лауреат Международного конкурса Алексей Шмитов, в течение этого вечера сделал нас горячими поклонниками и Его Величества органа, и искусства этого прекрасного органиста.
В ходе исполнения разнообразной программы мы услышали могучий, подобный львиному, «рык» органа, и щебет птичьих голосов, и «военные» или «охотничьи» фанфары, и барочные речитативы, и певучесть фугированных эпизодов. Динамические контрасты были доведены до крайнего предела, а эмоциональный заряд в каждом произведении «бил» в сердца слушателей без промаха.
Сама атмосфера органного зала заставляет слушателя «приподняться над обыденностью»: величавость, строгость линий, роскошная лепнина, яркие светильники, а над всем этим – громада органа! Зал был заполнен, и слушатели являли собой образец внимания и вдумчивости: строгая тишина, громовые аплодисменты после каждого произведения и напряжённое ожидание между номерами.
Наши места в первом ярусе давали нам возможность охватить взглядом весь зал, хорошо видеть исполнителя и слиться с другими слушателями в едином порыве восторга и радости. Да, именно радость переполняла душу во время этого почти трёхчасового действа.
Программа концерта составлена из двух отделений с ярко контрастным наполнением. Если первое отделение достаточно традиционно для органных концертов: ожидаемые полифонические барочные композиции двух авторов, соединённых по логике «ученик – учитель»: Иоганн Людвиг Кребс (1713-1780) и Иоганн Себастьян Бах. Интересно, что в программе это соединение было дано посредством словесной игры: оба имени, данные в переводе с немецкого, звучали как «Рак» и «Ручей». Сам Алексей Шмитов прокомментировал это так: в ручье завёлся рак, т.е. у Баха появился ученик. Стилистически музыка обоих авторов, несомненно, схожа, но, всё же, мастерство Баха в очередной раз поразило и заставило восхищаться и замирать от восторга. Самое сильное впечатление оставило исполнение Чаконы для скрипки в переложении Алексея Шмитова. Знаток инструмента, всех его явных и тайных возможностей и секретов (между прочим, преподаватель методики игры на органе в Московской консерватории), он продемонстрировал удивительную, временами просто потрясающе тонкую и точную игру регистров, динамических нарастаний, спадов, неподготовленных контрастов, которая заставила слушателей заново оценить гений великого композитора. Впоследствии, обсуждая и сравнивая свои впечатления, мы все сошлись на том, что исполнение Чаконы было наиболее сильным потрясением, вынесенным с концерта.
Второе отделение вновь приятно удивило слушателей: звучала музыка композиторов, имена которых незнакомы широкому зрителю. Это три композитора-органиста, создававшие, соответственно, произведения именно для органа: Шарль Мари Видор, Луи Виктор Жюль Вьерн, Феликс Александр Гильман. Все композиторы представляют французскую органную школу второй половины 19 века. Сочинения, прозвучавшие в концерте, произвели совершенно свежее впечатление: несомненно, французский дух, некая особая атмосфера, «зримые» образы Парижа – островки природы, военная музыка, там лёгкость соседствует с философичностью, присутствует несомненная театральность, возможно, чувственность. Непривычными на слух воспринимались и мелодии, и гармонии, а уж фактурные решения французских мэтров органной музыки были поданы мастерски и не без особого шика.
«Бисируя», Алексей Шмитов показал и свои органные сочинения, стилистически совершенно разные, но, несомненно, написанные со знанием возможностей инструмента и достойные внимания слушателей.