Закрыть

Интернет-проект «Этножурналистика: диалог культур»

Интернет-проект «Этножурналистика: диалог культур»

«Этножурналистика: диалог культур» - совместный интернет-проект национальной радиопрограммы «Вайгель», регионального отделения в Республике Мордовия Межрегиональной общественной организации «Гильдия межэтнической журналистики» и студентов направления подготовки «Журналистика» (бакалавриат), обучающихся в ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Важной социокультурной проблемой современного общества является незнание молодым поколением элементарных основ традиционной культуры народов России. Этот пробел порождает интолерантное отношение к представителям других национальностей. В этом ключе интернет-проект «Этножурналистика: диалог культур» выполняет функции межнационального общения, вызывает интерес к этножурналистике в студенческой аудитории; снижает интолерантное отношение к представителям разных этнических групп в современный период. Студенты будут рассказывать пользователям соцсетей национальной радиопрограммы «Вайгель» (Одноклассники, ВКонтакте, Инстаграмм) о народах, которые проживают на территории Республики Мордовия, а также иностранцах, которые обучаются в МГУ им. Н.П. Огарева.

Евреи в Мордовии

Первые упоминания о евреях (самоназвание – йегудим) на территории современной Республики Мордовия относятся к XIX – началу ХХ в. Так, в начале XIX в. несколько евреев работали по временным паспортам на винокуренных заводах в Инсарском и Краснослободском уездах тогдашней Пензенской губернии. В 1890-е гг. еврейские торговцы и ремесленники проживали в основном в уездных городах: так, в 1897 г. в Саранске проживало 38 лиц еврейской национальности, в Ардатове – 32, в Инсаре – 3. В период Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) из прифронтовых губерний в Пензу было эвакуировано свыше 7 тыс. евреев, из них 497 чел. были направлены в Саранск. Отдельные представители еврейской нации приняли активное участие в революционных событиях и в последующем становлении советской власти на территории уездов мордовского края. Например, осенью 1917 г. заместителем председателя Саранского комитета РСДРП был военный врач Л. Анштейн, а одним из членов революционного штаба при совете рабочих и солдатских депутатов Саранска был военнослужащий И. Гринфельд. В 1932 – 1934 гг. пост первого секретаря Мордовского обкома ВКП(б) занимал В. Гантман, бывший до приезда в Мордовию членом секретариата ЦК КП(б) Белоруссии. А после отъезда из МАССР был направлен сначала в распоряжение ЦК, затем руководил до своего ареста в 1937 г. группой партийного и советского контроля Днепропетровского обкома партии Украинской ССР. В послевоенный период евреи внесли значительный вклад в развитие практически всех важных сфер жизнедеятельности Мордовской автономии, в частности, таких как образование (Б. Цетлин), культура (Б. Авербух, А. Брагинский, Я. Зеликман и др.), медицина и здравоохранение (Э. Генденштейн, Р. Зельцер и др.), наука (М. Голубчик, Н. Куканова и др.), промышленность и строительство (Э. Боксимер, Г. Клигерман, И. Тепман и др.). Согласно данным проводимых в Советском Союзе переписей населения, на территории Мордовии в 1939 г. проживало 1543 лиц еврейской национальности или 0,13% от всей численности населения автономии), в 1959 г. – 789 чел. или 0,08%, в 1970 г. – 634 или 0,06%, в 1979 г. - 459 или 0,05%, в 1989 г. – 326 или 0,03%. «Перестройка», падение «железного занавеса», распад СССР, рост социально-экономических проблем вызвали массовую эмиграцию евреев из Российской Федерации. По данным переписей населения в России в 2002 г. проживало 229 938 лиц еврейской национальности (или 0,16%), в 2010 г. – 156 801 (или 0,11%). По данным постсоветских переписей в Республике Мордовия в 2002 г. 171 чел. (или 0,02%) идентифицировали себя по этнической принадлежности как евреи, а в 2010 г. – всего 137 чел. (или 0,02%). Для сравнения, в граничащих с Мордовией субъектах РФ численность еврейского населения составляла: в Пензенской области соответственно 898 (0,06%) и 593 чел. (0,046%), в Ульяновской области – 861 (0,06%) и 535 чел. (0,04%), в Нижегородской области – 5312 (0,15%) и 3769 чел. (0,04%). Несмотря на свою малочисленность, евреи в Мордовии и других регионах, по-прежнему занимают влиятельные позиции в сфере высшего образования, промышленности и предпринимательства республики. Летом 2005 г. в Республике Мордовия была официально зарегистрирована еврейская религиозная (иудаистская) община, объединившая около двадцати активистов, что стало заметным событием в культурной жизни региона. Председателем «Еврейской общины Гэула» г. Саранска, входящей в Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (главный раввин Адольф Шаевич) является Александр Дробин. Есть ещё одна Еврейская община г. Саранска, входящей в Федерацию Еврейских Общин России (главный раввин Берл Лазар) стал Александр Венгреновский. Основные задачами еврейской общины в республике стали сохранение и возрождение религиозных традиций евреев путем просветительской деятельности и организации отправления культа, а также налаживания отношений сотрудничества и социального партнерства с местными властями и с другими конфессиями. Большое место отводится пропаганде еврейских национальных и религиозных ценностей на уровне школ и особенно вузов, то есть среди наиболее образованной части населения. Например, еврейская национальная община в рамках программы празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства заключила договор о сотрудничестве с Мордовским республиканским объединённым краеведческим музе́ем и́м. И. Д. Воро́нина. Музею были переданы предметы культа, экземпляры Торы и псалмов Давида с переводом на русский язык, накидку для молитвы и другие предметы, связанные с религией иудеев. А в августе 2012 г. уже в дни празднования 1000-летия единения в Музее изобразительных искусств им С. Д. Эрьзи состоялась выставка «Евреи в России: возрождение традиций». В экспозицию включены лучшие работы, поданные на конкурс, объявленный Еврейским национальным фондом России. Среди конкурсантов оказались люди самых разных возрастов, национальностей, уровня профессионального мастерства, более полусотни фотографов из 45-и населенных пунктов России от Москвы и Санкт-Петербурга до Биробиджана, Владикавказа, Уфы и Дербента. Таким образом, уже первые шаги еврейской религиозной организации Мордовии свидетельствуют о том, что, не смотря на всю свою молодость и немногочисленность, она претендует на активное участие в социокультурной жизни республики.

Подготовил Денис Кулик, 405 группа

Размер шрифта

-
A
+

Цвет сайта

A
или
A

Стандартная версия