На территории Республики Мордовия расположены 855 объектов культурного наследия, находящихся под государственной охраной, из них:
100 (11,7 %) объектов культурного наследия федерального значения;
1) 755 (88,3 %) объектов культурного наследия регионального значения;
2) 546 (63,8 %) – памятники истории,
3) 128 (14,9 %) – памятники градостроительства и архитектуры,
4) 113 (13,2 %) – памятники искусства,
5) 68 (7,9 %) – памятники археологии
6) 453 выявленных объектов культурного наследия;
По состоянию на 31.12.2019 доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет 66,0 % (564 объекта).
Наибольшее количество объектов культурного наследия Республики Мордовия сосредоточено в г. о. Саранск. На государственной охране здесь состоят 113 памятников истории и культуры, что составляет 13,1 % от их общего количества в республике. В их числе 10 ед. федерального значения, удельный вес которых составляет 10 % от общего числа подобных объектов общероссийского значения Республики Мордовия. Максимальное число объектов культурного наследия федерального статуса зарегистрировано в Ковылкинском (13 ед.), Краснослободском (13), Темниковском (13) и Зубово-Полянском муниципальных районах Республики Мордовия (12 ед.) районах.
За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 Министерством проведено 4 плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них по результатам 2-х проверок выявлены нарушения требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Мордовия (далее – обязательные требования), что составляет 50 % от общего числа проведенных проверок.
В 2019 году проведено 20 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения.
Также, в указанный период Министерством составлено 5 протоколов об административных правонарушениях, из них:
1) по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 3:
2) по статье 7.14 КоАП РФ – 1;
3) по статье 19.4.1 КоАП РФ-1.
По итогам рассмотрения судами протоколовоб административных правонарушениях, составленными Министерством,к административной ответственности привлечены юридические лица, и должностные лица.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) не проведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
2) несвоевременное извещение собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);
4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
5) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органами охраны объектов культурного наследия.
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что органы государственной власти Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Мордовия, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами и/или фактическими пользователями объектов культурного наследия либо осуществляющих проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, защитных зонах, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора (далее – подконтрольные субъекты) в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Кроме того, с учетом специфики предмета государственного надзора, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), подконтрольные субъекты не образуют специфической группы, объединенной по принадлежности к определенной категории лиц, участвующих в общественных отношениях, или по виду осуществляемой хозяйственной деятельности.
Также, в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Они могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ. При этом, указанным федеральным законом не установлена обязанность по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении прекращении в отношении объектов культурного наследия прав собственности, а также иных вещных прав.
В 2019 году работа по профилактике нарушений обязательных требований реализовывалась Министерством по следующим направлениям:
1) информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных в рамках государственного надзора Министерством проверках и их результатах на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Министерства), в том числе о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых в ходе проверок;
2) информирование подконтрольных субъектов о существующих актуальных обязательных требованиях путем разработки и размещения в открытом доступе на официальном сайте Министерства перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора, а также размещение в открытом доступе текстов данных правовых актов;
3) информирование подконтрольных субъектов относительно процедур государственного надзора в индивидуальном и общем порядке. Индивидуальная разъяснительная работа проводится в форме устных или, при необходимости, письменных разъяснений, которые предоставляются подконтрольному субъекту в рамках рассмотрения индивидуальных обращений, а также, в случаях проведения мероприятий по надзору, предполагающих взаимодействие с подконтрольным субъектом, непосредственно перед началом проведения, и, при необходимости, вовремя и после проведения таких мероприятий. Общая разъяснительная работа проводится путем: предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам осуществления государственного надзора в режиме, применяемом для предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам соблюдения обязательных требований; анализу правоприменительной практики; размещения на официальном сайте Министерства текста Административного регламента;
4) размещение на официальном сайте Министерства в открытом доступе перечней, расположенных на территории Республики Мордовия объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), выявленных объектов культурного наследия, а также границах их территорий, границах зон охраны, предметах охраны и выданных охранных обязательствах;
5) разработка и размещение в открытом доступе на официальном сайте Министерства методических материалов и руководств по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия;
6) информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, вопросам разъяснения процедур государственного надзора при проведении проверок, в ходе рассмотрения поступивших в Министерство обращений, устного консультирования по телефону, а также в определенные Министерство приемные дни;
7) выдача подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
Все указанные направления соответствуют мерам по профилактике, предусмотренным статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ Министерством ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее – охранные обязательства).
Охранное обязательство, является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.
Охранное обязательство направляется Министерством всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав, для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
По состоянию на 31.12.2019 Министерством утверждено 55 охранных обязательств.
В силу пункта 7 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.
С учетом изложенного, работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.
Профилактическая работа по указанным направлениям осуществлялась Министерством в течение всего 2019 года.