Музей имени Эрьзи начитает работу после длительных строгих ограничений. За время самоизоляции здесь приступили к новому проекту, который сделает искусство еще доступнее. Благодаря программе «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова в музее до конца года появятся копии полотен для людей с особенностями зрения. Их сейчас готовят в Москве художники Ольга и Михаил Шу.
Федота Сычкова копировали многие — так начинающие художники постигали технику живописи. Но его тактильных копий еще не было. Это значит, что картину, в прямом смысле, можно будет изучить руками. Музей Эрьзи один из немногих вошел в программу благотворительного фонда Алишера Усманова «Особый взгляд». С искусством здесь будут знакомить через «умные» прикосновения.
Мария Чернышева, заведующая культурно-выставочным центром Русского музея в музее им. С. Д. Эрьзи: «Выбрали 5 работ: «Автопортрет», «Возвращение с сенокоса», «Учительница- мордовка», «Праздничный день подруги зима» и «Алматинские яблоки». Мы выбирали, чтобы по жанру всё было представлено».
Чтобы попасть в программу, музеи участвовали в конкурсе. Предлагали работы и объясняли, почему будет интересно увидеть именно их. Творчеством Сычкова заинтересовались сразу — настолько интересно передать в рельефе известного художника. Тактильные копии в Москве создают Ольга и Михаил Шу. Через руки скульптора и инженера прошли десятки знаменитых полотен.
Ольга Шу, скульптор: «У незрячих будет возможность узнать, как выглядел художник, посмотреть на его автопортрет, увидеть, что такое натюрморт, увидеть портрет мордовки, посмотреть летнюю многофигурную композицию и зимнюю композицию».
Елена Кандрина, корреспондент: «Вот одна из работ, которая вошла в проект. Под картиной появится стойка с тактильной копией. Она будет размещена под наклоном, чтобы было можно потрогать все делали. Вот так ломаются стереотипы. Совсем недавно в музе было запрещено трогать экспонаты руками».
Работать над Сычковым непросто — отвлекают детали и многолюдные планы. Придется что-то выделить, что-то опустить вовсе. Для большего эффекта сопровождают копии музыкой, запахами и образцами тканей. Это как погрузиться в картину полностью, пропустить через себя.
Марина Пуряева, руководитель Мордовской республиканской организации ВОС: «Когда трогаешь руками, легче понять, что изображено на картине. Настроение, смысл. Для нас это будет большое благо».
Искусство, доступное для всех, — это тема больше больших городов. До конца года присоседиться и Саранск, когда в музее Эрьзи разместят первые копии.