В июле 2020 г. исполняется 125 лет со дня рождения Леонтия Петровича Кирюкова – первого мордовского композитора, хорового дирижера, педагога, заслуженного деятеля искусств МАССР (1945) и РСФСР (1960), народного артиста МАССР (1947).
Л. П. Кирюков родился 1 (13) июля 1895 г. в мокшанской семье Петра Григорьевича и Анны Никитичны Кирюковых в д. Пичевка Анаевской волости Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия). Первым учителем будущего музыканта стала мать – талантливая исполнительница народных песен, хранительница легенд, преданий, сказаний. Анна Никитична стремилась дать образование сыну. В 1906 г. Кирюков получает начальное образование в Анаевском двухклассном училище, где он знакомится с нотной грамотой, участвует в школьном хоре под управлением С. Ф. Чигина.
Дальнейшую судьбу Леонтия Петровича предопределила встреча с ученым-этнографом М. Е. Евсевьевым. В 1908 г. он приехал в Анаево собирать фольклор. Мать Л. П. Кирюкова исполняла песни, а мальчик ей подпевал. Леонтий понравился Макару Евсевьевичу, он пообещал его устроить в Казанскую инородческую семинарию, о чем М. Е. Евсевьева попросила Анна Никитична.
В 1910 г. Л. П. Кирюков едет в Казань, на отлично сдает экзамены и поступает в семинарию. В Казани он впервые увидел оперу «Евгений Онегин», которая произвела на него большое впечатление. Уже в 1913 г. композитор пишет музыку к стихотворению А. С. Пушкина «Бесы».
С октября 1916 г. Леонтий Петрович – стрелок 299-го пехотного Дубненского полка, участвовавшего в боях на Западном фронте в годы Первой мировой войны. В сентябре 1917 г. Л. П. Кирюков уволен в запас.
По возвращении с фронта Л. П. Кирюков работает в Анаевской начальной школе.
В 1928 г. музыкант поступает в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. По ее окончании в 1931 г. он заведует музыкально-драматической студией в г. Саранске, а с 1932 по 1956 г. работает в Саранском музыкальном училище.
Л. П. Кирюков оставил огромное творческое наследие, которое включает песни, романсы, оперы.
С 1912 г. Леонтий Петрович собирал народные песни. В 1929 г. вышел первый сборник «Мокшэрзянь морот», посвященный матери. Композитор собрал и записал более 500 мордовских песен, часть которых вошла в сборники 1929, 1934, 1949, 1954 гг. По тематике эти песни разнообразны: детские песни, песни о войне, труде, красоте родной природы. При этом он сочинял музыку к произведениям не только на мордовском, но и на русском языке, например к спектаклям «Три мушкетера» (1940), «Снежная королева» (1945), «Маскарад» (1946).
Создание таких произведений, как музыка к драме «Литова», опера «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня», дает право называть Леонтия Петровича родоначальником мордовской профессиональной музыки.
Драма «Литова» была поставлена еще в 1939 г., а в 1942 г. ее решено было сделать музыкальной. Музыка писалась композитором в разгар Великой Отечественной войны. Главной мыслью «Литовы» стала идея о непобедимости народа. Историческая основа драмы – крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. В центре музыкального произведения образ смелой мордовской девушки Литовы, поднявшей крестьян мордовского края на борьбу с князьями и боярами. Прообразом Литовы стала национальная героиня Алена Арзамасская. Первая постановка драмы состоялась 27 мая 1943 г. в музыкально-драматическом театре. Это было яркое событие в культурной жизни Мордовии. В 1945 г. на Всероссийском смотре театральных спектаклей эта драма была отмечена первой премией. Опера шла в театральных сезонах 1943, 1959, 1969 гг.
После большого успеха оперы «Литовы» у театра появилось желание поставить еще одну оперу на национальном языке. Выбор остановился на произведении А. Куторкина «Ламзурь», посвященном восстанию мордвы в Терюшевской волости Нижегородской губернии в 1743 г. Главный герой оперы – Несмеян Кривов – руководитель восстания. Ламзурь – его возлюбленная, заслонившая своим телом Несмеяна, когда того хотели убить. В конце оперы Несмеяна сжигают на костре. Работа над произведением была начата в 1942 г. По воспоминаниям жены композитора Анны Федоровны, Л.П. Кирюков был поглощен работой. Ночью часто просыпался, обдумывал арию и хоры. Записывать приходилось лишь по два часа, так как из-за плохого питания начинала болеть голова. Опера была поставлена силами мордовского оперного театра, премьера состоялась 12 августа 1944 г. Успех музыки был большой, но либретто подверглось критике. Вторая постановка с измененным либретто состоялась 17 мая 1947 г. и была признана удачной.
Завершением творческого пути композитора стала опера «Нормальня» («Клубничка»). Мысль о том, что у Л.П. Кирюкова нет оперы на сюжет мордовской свадьбы, не давала покоя. С 1960 г. начались переговоры с Максимом Бебаном о создании либретто для мокшанской оперы. В 1962 г. работа над ней была завершена. Первая постановка состоялась 19 мая 1962 г. в музыкально-драматическом театре. Опера имела успех, явилась большим вкладом в мордовскую музыкальную культуру.
Л. П. Кирюков скончался 12 мая 1965 г. Его жизнь и творчество – олицетворение истории мордовского народа, поэтому память о нем жива до сих пор. На основании постановления Совета Министров РСФСР от 18 апреля 1966 г. его имя присвоено Саранскому музыкальному училищу. На родине композитора в с. Анаево 11 сентября 1971 г. состоялось открытие музея в доме, где он прожил с 1895 по 1931 г.
В Центральном государственном архиве Республики Мордовия с 1977 г. хранится личный фонд Л. П. Кирюкова, насчитывающий более 160 дел за 1918 – 1992 гг. В нем содержатся рукописные биографические материалы, материалы о творческой и служебной деятельности, воспоминания и статьи о композиторе. На основе этих документов к 125-летию со дня рождения Л. П. Кирюкова архивисты подготовили виртуальную выставку «Первый мордовский композитор, педагог». Выставка размещена на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия, на странице Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.