Закрыть

Реликвии истории мордовского края: от артефактов к исторической реконструкции

Реликвии истории мордовского края:  от артефактов к исторической реконструкции

Историю столицы Республики Мордовия города Саранска углубленно изучают более четырехсот школьников. В рамках проекта Автономной некоммерческой организацией Информационно-аналитический центр «Национальная безопасность и наука» «Реликвии истории мордовского края: от артефактов к исторической реконструкции» (№ 19-2-008320)» (Фонд президентских грантов) выпущена серия видеоуроков по истории Саранска 17 века. Занятия проводит заместитель директора по научной работе Мордовского краеведческого музея имени И.Д. Воронина Дмитрий Фролов.

Занятия складываются так, что школьники узнают о создании Саранской крепости и засечной черты; о строителях и защитниках государевых рубежей - казаках, пушкарях и стрельцах, о воеводах; а также о старинных церквях и монастырях, где складывались основные традиции. Кроме того, предлагается рассмотреть основные принципы несения службы, что предпринято на основе документов XVII века. Автор рассказывает о поместной дворянской коннице XVI-XVII вв., троичном делении провинциальных «детей боярских», принципах функционирования, комплектации, основных военно-учетных документах – десятнях и проч. Школьники узнают о том, какие личности служили воеводами, дьяками и подьячими в мордовском крае и в Саранске, какой след в истории они оставили, чем занимались, где жили, во что одевались, из чего ели и пили. А в заключении пойдет речь о речь о духовенстве XVI-XVII вв., особенностях дораскольной и современной одежды и богослужебных облачений. Особый акцент будет сделан на изучение древнейшей из сохранившихся церквей на территории Мордовии - Саранской Иоанно-Богословской 1693 г.

Сегодня рассказ для детей и подростков о Родине должен начинаться с повествования о той Малой Родине, где они родились и выросли. В силу своего возраста эта группа подвержена максимализму и нигилизму, радикализму и нетерпимости, мировоззренческой неустойчивости, что при определенных жизненных условиях и повышенной активности информационно-психологического воздействия в сетевом пространстве могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности. Воспитание подрастающего поколения должно проходить через любовь и самопожертвование. Поэтому знание истории, а тем более истории родного края, будет закладывать целостное мышление, позитивное мировосприятие. Подрастающее поколение должно научиться ценить каждый камушек и каждую историю о своей Малой Родине, так как в этом можно найти тот или иной артефакт, а можно реконструировать исторический опыт. В занимательной форме выявить интерес к истории, развить его и донести это историческое знание до детей и подростков сегодня крайне важно. В проекте предлагается не просто противостоять указанным негативным явлениям, но и сформировать исторически обоснованное, научное знание о проживание различных народов на территории мордовского края. Уроки были выложены на страницах «YouTube»:

https://www.youtube.com/watch?v=YzpOOSRKZUk&t=275s

 

https://www.youtube.com/watch?v=MbdW3whCcqE&t=1093s

 

https://www.youtube.com/watch?v=DzspEVC5cjU&feature=youtu.be

 

https://www.youtube.com/watch?v=70cf8Ue9iSE&t=2806s

 

https://www.youtube.com/watch?v=9XsypvE_LRw&feature=youtu.be

 

Особое значение для проекта имеет книга Д. В. Фролова "Саранск в 17 веке: строители и защитники государевых рубежей", презентация которой представлена на канале «YouTube»:

https://www.youtube.com/watch?v=7fRfufkevW4

 

Ждем новых участников. Справки по телефону: 89376712040.

Работы принимаются по адресу: kalitalm@mail.ru

Размер шрифта

-
A
+

Цвет сайта

A
или
A

Стандартная версия