Закрыть

В память о Сергее Терханове (28.04.1954 - 06.10.2014)

В память о Сергее Терханове (28.04.1954 - 06.10.2014)

Народный артист РМ (2014), Заслуженный работник культуры РФ (2010), Заслуженный деятель искусств РМ (2003), Лауреат Государственной премии РМ (2005), премий Главы РМ (2003, 2005, 2007, 2009, 2012), премии Горьковского областного комитета комсомола (1986), член Союза композиторов России (1993). Награжден медалью «За заслуги в образовании» (2012).
В 1961-69 гг. учился в Горьковской хоровой капелле мальчиков. Окончил две консерватории: Горьковскую (1978, класс теории музыки профессора В.М.Цендровского) и Казанскую (1991, класс композиции профессора Б.Н.Трубина). Кроме того, занимался композицией у А.А.Нестерова и М.Л.Таривердиева.
Лауреат 5-ой Всемирной хоровой олимпиады (г.Грац, Австрия, 2008); обладатель приза «За гражданственность» на Всероссийском фестивале советской песни (г.Сочи, 1989), золотого диплома на 5-м Международном хоровом конкурсе им.Р.Шумана (г.Цвиккау, Германия, 2006), диплома 1-го Международного конкурса композиторов, посвященного 300-летию Свято-Троицкой
Александро-Невской Лавры (г.Санкт-Петербург, 2012).
Приведенные выше сведения о композиторе – это небольшая врезка, взятая с сайта «Мордовия музыкальная». Но, сколько бы вы ни вчитывались в эти строчки, они мало говорят о Сергее Яковлевиче, потому что отнюдь не это в нем главное.
Что же главное? Отвечу: обаяние личности, живой интерес к жизни, людям, интеллигентность, деликатность невероятной степени. Каждый, кто знал Терханова, добавит что-то от себя к этому перечню.
У Сергея Яковлевича было огромное количество друзей – он умел дружить, быть простым и внимательным к людям, а, главное, обладал широкими знаниями в самых разных областях, с ним можно было говорить о чем угодно. Поэтому среди его друзей художники, писатели и поэты, инженеры, учителя, преподаватели ВУЗов, врачи.
Хороший человек – это еще и хороший сын, муж, брат, отец. Все это соединялось в Терханове, дополняя одно другое. Обожаемые женщины, о которых он всю жизнь заботился – мама, жена Татьяна, дочь Леночка. В их честь слагались стихи, песни и романсы, инструментальная музыка.
Да, еще Терханов – хороший ученик, преданный и верный. Среди учителей он чтил Льва Сивухина, руководителя хоровой капеллы, в которой мальчиком получил первые творческие навыки; консерваторских преподавателей – профессоров А.А.Нестерова, В.М. Цендровского, Б.Н. Трубина; бесконечно дорожил дружбой с Микаэлом Таривердиевым и его женой Верой. После кончины Сергея Яковлевича я связывалась с Верой, чтобы сообщить ей эту печальную весть (мы – однокашницы по музыкальному училищу и Гнесинке), она сказала буквально следующее: «Как жаль Сережу! Светлейший человек и музыкант! Такой трогательный…». Именно влияние Таривердиева особенно ярко ощущается в его музыке – в интимности тона, в «узорах» фортепианной фактуры, в свободном модулировании.
Вокальная музыка всегда была очень близка Сергею Яковлевичу, а те, кто слышал, как он исполнял свои песни-романсы, никогда этого не забудут: доверительность, искренность, горячая увлеченность всегда создавали неповторимую атмосферу на его концертах. А нам, его коллегам, повезло особенно: на заседаниях теоретического отдела, на которых он присутствовал, нас часто ожидал «десерт» в виде вокальных новинок, нередко мы становились его первыми слушателями.
К нему всегда можно было зайти поболтать на перемене, а, встретившись в коридоре или на лестнице в училище, неожиданно получить серию комплиментов – кому ж это не понравится!
Как-то летом мы с дочерью, еще школьницей, отдыхали на турбазе «Сура», и попали в одну смену с семьей Терхановых. В традиционном водном походе (может быть, кому-нибудь приходилось совершать такой – сплавляться на катамаранах вниз по реке до Инерки) мы оказались в одном экипаже. И тут Терханов открылся для меня с новой стороны: он не только занимал нас разговорами, не давая скучать, но и проявил физическую силу и сноровку: именно он практически все время грёб, при необходимости спрыгивая в воду, чтобы помочь вывести судно из узкого места на стремнину или предотвратить нежелательный контакт с водорослями. Вот такая неожиданная грань талантливой личности…
Музыку Терханов любил беспредельно, видно было, что музыкальная мысль билась в нем непрерывно. Судьба его все же счастливая: многие произведения звучали при жизни, получали престижные награды. Разумеется, хуже обстояло дело с крупными опусами – но такова участь провинциальных композиторов, правда, справедливости ради, нужно сказать, что часто то, что не могло прозвучать в Саранске, исполнялось в Нижнем Новгороде, его родном городе, с которым у него были налажены многочисленные творческие контакты.
Большая часть музыки, особенно детской – фортепианной и вокальной, в надежных руках его наследников – жены Татьяны Васильевны и дочери Елены, которые исполняют ее, хлопочут об издании, продвигают для исполнения. А мы, кто знал Сергея Яковлевича, благодарны ему, что он был с нами, помним его и бережем эту память.
Источник

Размер шрифта

-
A
+

Цвет сайта

A
или
A

Стандартная версия