Закрыть

«…ХОЧЕТСЯ ПИСАТЬ ТОЛЬКО РАДОСТЬ»: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.В. СЫЧКОВА

«…ХОЧЕТСЯ ПИСАТЬ ТОЛЬКО РАДОСТЬ»: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.В. СЫЧКОВА

13 марта 2020 года в малом зале Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова зрителям было представлено внеклассное мероприятие «…Хочется писать только радость», подготовленное студентами 1 и 2 курса. Тема выбрана неслучайно: сегодня вся Мордовия отмечает 150-летие со дня рождения Ф.В. Сычкова, основоположника профессионального изобразительного искусства Республики Мордовия. Все участники мероприятия – студенты 1 курса: Нифонтова Елизавета, Пруцкова Анастасия, Родькина Анастасия (ФО), Иванова Анна, Скворцова Екатерина, Ткаченко Елизавета, Челмакина Мария, Яушкина Александра (ОСИ); 2 курса: Гусенкова Алина, Матвейчева София (ТО), Гагарина Елена, Головина Валерия, Егорова Олеся, Карпова Карина, Козлова Александра, Малахова Ксения, Табакова Екатерина (ДХО) – очень серьезно отнеслись к поручению, ответственно подошли к своим выступлениям. Многие из них впервые открыли для себя творчество мастера, обогатили свой внутренний мир, расширили кругозор, увидели жизнь и быт крестьян так, как никто, кроме Ф.В. Сычкова, не изображал его. Каждое выступление иллюстрировали   живописные полотна Ф.В.Сычкова.

Основное содержание мероприятия – жизнерадостное, искрящееся молодостью и задором творчество художника, героями которого были его земляки. В начале XX века Ф.В. Сычков был очень популярным, востребованным живописцем. Талантливый портретист, самобытный художник русской и мордовской деревни работал на заказ, его произведения экспонировались на международных, всесоюзных, всероссийских выставках. Он писал без излишней драматизации, нарочитости. Простые явления жизни, озаренные светом поэтической души мастера, претворялись его кистью в живописные шедевры.

Неслучайно Ф.В.Сычкова называют «художником радости», ибо свое предназначение в искусстве он видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни», – писал художник. Творчество Сычкова отличается редкой цельностью. Симпатии художника раз и навсегда были отданы одной теме – жизни его родного села Кочелаево, в котором он прожил почти всю свою жизнь. Сычков создал в своих полотнах яркие, запоминающиеся, убедительные народные образы. Но главное: создал образ настоящей русской красавицы — весёлой и жизнерадостной. Сычковские красавицы обладают румянцем на полных щеках, милыми и ясными глазами, задорной, белозубой улыбкой («В цветущем огороде» (1913), «Настя за вязаньем» (1925), «Плясунья Соня» (1932)). Улыбка – непременная черта героинь художника. Благодаря улыбке они вступают в непосредственный контакт со зрителем («Девушка с капустной рассадой» (1930), «Жница» (1931), «У изгороди. Зима», «У изгороди. Лето» (1931)).

Для   художника живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна… но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…», – строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству живописца, влюбленного в окружающий мир. Все его творчество – своеобразная летопись мордовского края. Влюбленный в красочную стихию полнокровного народного бытия, он умел самые обыденные стороны крестьянской жизни отобразить поэтично, не тяготея к чрезмерной литературности в сюжетах. Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки – вот далеко неполный круг тем и мотивов, привлекавших мастера («Катание с гор» (1937), «Праздничный день. Подруги. Зима» (1941)) и другие.

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. С большой симпатией он изображал деревенскую детвору, отмечая ее приветливость, природный ум. «Всю свою жизнь я любил рисовать детей, – вспоминал Федот Васильевич Сычков. – Когда я смотрю, как они веселой гурьбой возвращаются из школы…, я невольно вспоминаю дореволюционную детвору, свое собственное детство. С каким трудом пришлось пробивать мне дорогу к любимому искусству» («Возвращение из школы» (1945)). И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка. («Подружки. Дети» (1916), «Девочка с рябиной. Катя» (1917)). В них привлекает подкупающе искреннее в своей безыскусной простоте и ясности умение передать душевный мир детей. «Тройка» (1906); «Лепка снеговика» (1910); «После катания» (1923), «Катание с горы» (1930). Детские портреты Сычкова принципиально отличаются от портретов крестьянских детей, написанных поздними передвижниками. В них смягчен социальный акцент, нет слащавости и сентиментализма. «Акулька», «Девичья улыбка», «Гринька» (1937) и др.

Камерностью и теплотой настроения пронизана пейзажная живопись Ф.В. Сычкова – «После дождя. Деревенская улица» (1916), «Зима» (1932), «Зимний Вечер» (1925), «Осенний лес» (1934), «Пейзаж с гусями» (1952). Характерное для живописца жизнеутверждающее начало в полной мере присуще и натюрмортам, которые мастер писал, как правило, на пленэре – «Маки» (1910), «Цветы» (1939), «Астры» (1940), «Сирень» (1956), «Шиповник» (1956), «Цветы» (1957).

Открытой ликующей радостью человеческого бытия творчество живописца оказалось вполне созвучно пафосу советской эпохи – «Выходной день в колхозе» (1936), «Колхозный базар» (1936), панно «Праздник урожая» (1938), «На сенокосе» (1950). Образование мордовской автономии привлекло внимание мастера к национальной этнокультуре и созданию ярких образов – «Учительница-мордовка» (1937), «За работой. Подруги» (1935), «Трактористки-мордовки» (1938) и ряд других.

Талант Ф.В. Сычкова долго был неподвластен годам. На девятом десятке лет он создал такие полные свежести чувств картины, как «Встреча героя» (1952), «Портрет Кляйкиной» (1948), «Эрзянка» (1952), «Таня. У изгороди» (1955), «Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены художника» (1955).

Произведения Ф.В. Сычкова находятся во многих музеях России и за рубежом, но самая крупная коллекция хранится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.

Ф.В.Сычков удостоен премии им.А.И.Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств (1905), первых премий на закрытых всероссийских конкурсах Общества поощрения художеств (1909, 1910), поощрительной премии на международной выставке в г.Риме (1911), 1-й премии на выставке картин Общества им.Куинджи (1913), награжден большой серебряной медалью на Международной выставке в г.Сент-Луис (США, 1917) и др. В 1937 году Ф.В. Сычкову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР», в   1950 – «Заслуженного деятеля искусств РСФСР», в 1955 – «Народного художника Мордовской АССР». Последние годы жил в Саранске, где пользовался заслуженным уважением. Там он и скончался 3 августа 1958 года.

Творческое кредо Ф.В. Сычкова заключено в его словах «…в жизни должно быть как можно больше радости». Поэтому особенно ярко талант художника раскрылся в произведениях, отображавших праздничную сторону деревенской жизни. Его произведения радуют глаз и покоряют совершенным мастерством исполнения. Этому человеку природа дала не только дар художника, но и дар радоваться жизни. Если бы он жил в наше время, про него бы говорили: очень позитивный человек.

Размер шрифта

-
A
+

Цвет сайта

A
или
A

Стандартная версия