14 апреля 2021 года Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова принимало с однодневным визитом гостей – большую делегацию преподавателей Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Встреча состоялась в рамках Межрегионального музыкально-педагогического форума «Стратегия интеграции в современном музыкальном образовании».
В состав делегации вошли семь человек – представители разных кафедр консерватории. Главной целью форума являлось налаживание более тесных профессиональных контактов. В качестве основной формы общения были выбраны мастер-классы и открытые уроки со студентами Саранского музыкального училища.
Слушателями и участниками форума были не только студенты, преподаватели училища, но и преподаватели музыкальных школ города и республики, участники творческих коллективов. Об огромном интересе к данному мероприятию говорит число зарегистрировавшихся в этот день участников форума, превысившее 100 человек.
Профессор кафедры народных инструментов Владимир Васильевич Грачев очень интересно и тщательно работал со студентами нашего училища над звукоизвлечением, исполнительскими задачами при создании художественного образа, а также над проблемами, возникающими в процессе освоения пятирядной клавиатуры на баяне, над проблемами меховедения.
Работа профессора кафедры народных инструментов консерватории Татьяны Владиславовны Грачевой над репертуаром в классе домры проходила на примере разноплановых произведений – частей классических жанров концерта и сонаты И.С. Баха, Г. Эккльса, пьесы «Размышление» Ж. Массне и обработок русских народных песен. Особый интерес у слушателей вызвало участие в мастер-классе ансамбля училища «Унисон домр».
Доцент кафедры специального фортепиано Соловова Марина Владимировна давала мастер-класс по двум темам: циклические формы на примере Сюиты «Из времен Хольберга» Э. Грига и принципы романтизма в фортепианном творчестве Шопена с подробным исполнительским анализом его произведений – Полонеза b-moll и Скерцо b-moll.
Кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Анжела Григорьевна Хачаянц начала свою встречу с преподавателями и студентами с краткого экскурса в историю Саратовской консерватории, выделив имена столь значимых для ее становления музыкантов – Танеева, Яворского и др.
Разговор в процессе встречи касался многих важных вопросов – основных проблем подготовки студентов к поступлению в консерваторию по специальности «Теория музыки», методических подходов к написанию курсовых работ по музыкальной литературе, основных требований, проблем и перспектив участия студентов теоретических отделений музыкальных училищ во Всероссийской олимпиаде на базе СГК им. Л.В. Собинова.
Завершилась встреча теоретиков интересным рассказом Анжелы Григорьевны о древнерусском церковно-певческом искусстве и нотописании с дружным исполнением всеми присутствующими древнего песнопения.
Доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Мария Вячеславовна Бондаренко показывала особенности вокальной работы над народной песней на примере мордовской и русской народных песен, а также методические приемы ансамблевого исполнительства, работая с коллективом училища «Берестень» над лирической песней «Есть у поля три дорожки разных».
Студенты и преподаватели дирижерско-хорового отделения училища с большим интересом наблюдали за работой доцента кафедры дирижирования Александра Александровича Балашова над крупной формой – Прологом и второй картиной из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, а также над небольшими вокально-хоровыми произведениями М. Ипполитова-Иванова, А. Флярковского.
Еще одна познавательная встреча с представителем Саратовской государственной консерватории состоялась у духовиков. Юрий Николаевич Долгов, преподаватель кафедры оркестровых и духовых инструментов, в начале своего выступления подробно рассказал о своем преподавании на духовых инструментах и концертной жизни в г. Саратове. Он затронул знакомую многим преподавателям колледжей и вузов страны проблему малого числа обучающихся в музыкальных школах детей на тех или иных инструментах и, как следствие, затем снижение количества и уровня поступающих в музыкальный колледж и консерваторию. В Саратове ситуация стала меняться только после того, как преподаватели и исполнители консерватории и колледжа пошли работать в школы и сами себе стали воспитывать музыкальные кадры.
Большую часть времени мастер-класса Долгов Ю.Н. работал над классическим и современным репертуаром в классе тромбона. Во время занятий со студентами он затронул целый ряд важных задач – воспроизведение звуков верхнего и низкого регистров, атака звука, дыхание, интонирование мелодии, а в произведениях и художественная сторона исполнения. Особой похвалы удостоился дуэт тромбонистов, исполнивший романс М.И. Глинки «Вы не придете вновь». Юрий Николаевич порекомендовал всем духовикам играть как можно больше вокальных сочинений, чтобы учиться выразительности и пению на инструменте.
Завершением мастер-класса духового отделения стала работа над исполнительскими приемами в классе флейты на примере выступления студентки А. Тишкиной, «пропевшей» арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.
Завершился форум интереснейшим концертом гостей – преподавателей Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.