М. Горький впервые в русской литературе правдиво и вдохновенно нарисовал жизнь мордовского народа В основе пьесы «Дочь некрещеного мордвина» - рассказ «Знахарка». Черты характера, восприятие мира Знахарки-мордовки Акулины Ивановны и бабушки Алеши (тоже Акулины Ивановны) во многом схожи. Мифологию образа бабушки Горький прописывал с особой любовью. Во внешности бабушки было что-то «темное», языческое. Недаром в своей семье ее называли «ведьмой». (Исследователи жизни и творчества Горького отмечают, что Акулина Ивановна по происхождению была мордовкой). Также в пьесе использованы документы из Нижегородского архива о Кузьме Алексееве, который в начале XIX столетия пытался развить культурно-национальное движение среди мордвы - мокши и эрзи, населяющей Нижегородскую губернию. В истории христианизации мордвы немало драматических событий, однако вера в единого бога объединила народы Поволжья, приблизила к общечеловеческим ценностям, привела к изменениям мировоззренческого плана. Но она окончательно не искоренила язычества. Христианский бог получил имя дохристианского верховного бога мордвы, а мордовские божества перемешались с православными святыми. Пережитки язычества сохраняются в быту мордвы вплоть до ХХI века.