Закрыть

Съёмки аудиовизуальной энциклопедии «Наследие» в Теньгушевском районе

Съёмки аудиовизуальной энциклопедии «Наследие» в Теньгушевском районе

В рамках культурно-исторического проекта по сохранению культурного наследия народов Мордовии «Сохраняя традиции, создаем будущее», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, 22 марта прошли съемки аудиовизуальной энциклопедии «Наследие» в селах Шокша и Теньгушево Теньгушевского района республики.

Теньгушево (в прошлом большое торговое село) известно тем, что в нем есть центр узорного вязания. С начала ХХ века он стал народным промыслом. Сельчанки уверяют, что узорные чулки и рукавицы здесь вязали со времен царя Ивана Грозного. С тех пор мордовские мастерицы уже 400 лет вяжут варежки с уникальным орнаментом. По словам члена-корреспондента Российской Академии художеств Геннадия Дрожжина, возглавляющего ассоциацию «Народных художественных промыслов России», «теньгушевская семицветка» - настоящее произведение искусства, хорошо известная в России и утвердилась как народный промысел». В районном Доме культуры оформлена выставка «Семицветки»: красочные варежки, носочки, шапочки, шарфики. Народные мастера Муклецова Валентина Ивановна и Милованова Наталья Ивановна показали мастер-класс по вязанию разных изделий в стиле «Семицветки».

Другой бренд - Теньгушевская матрешка, известная далеко за пределами региона. Промысел начал развиваться в Теньгушево в середине 20 века, когда открылся деревообрабатывающий комбинат. Теньгушевцы по-соседски заимствовали матрёшечные секреты у мастеров нижегородского села Полховский Майдан. Многие мастера оттуда вскорости переехали в Теньгушево. Для района местный деревообрабатывающий комбинат был, как бы сейчас сказали, градообразующим предприятием. После закрытия комбината в 90-ые, мастера организовались в кооперативы, многие стали индивидуальными предпринимателями, как говорят, стали надомниками, промысел стал семейным делом. Мастерицы Куликова Вера Васильевна и Шербинкина Татьяна Ивановна показали мастер-класс по росписи матрешки, рассказали об истории развития промысла в районе от истоков до наших дней, познакомили с образцами матрешек разных лет.

Еще одна изюминка – русский костюм села Теньгушево. Этим костюмам больше ста лет. Сохранились такие костюмы во многих семьях, их берегут, ими дорожат. Их до сих пор надевают на праздники, свадьбы. Сшиты эти костюмы вручную. Об истории своего костюма, его элементах рассказала для съемочной группы учащаяся Теньгушевской СОШ Безъязыкова Алеся. Несмотря на юный возраст. Алеся уже освоила технику росписи матрешки и с удовольствием вяжет и очень много знает про эти промыслы.

Далее съемки проходили в с. Шокша, где население села говорит как на русском так и на шокшанском языках. Причем шокшанский язык относится к изолированному диалекту эрзянского языка, сформировавшегося под влиянием мокшанских диалектов.

Основные съемки прошли в Доме культуры. Участники фольклорного коллектива «Шокшань ават» рассказали об истории села, познакомили с коллекцией аутентичных костюмов шокши, провели экскурсию по музею, где собрана большая коллекция бытовой утвари разных эпох. К слову, головной убор шокшанской женщины вышит пластинками из чистого серебра и весит несколько килограммов. Также коллективом был показан обряд «Утро невесты на второй день свадьбы». Съемочная группа проекта выражает благодарность начальнику управления культуры Хлебиной Г.Н., руководителю Шокшанского Дома культуры Полченковой Л.П., участникам коллектива «Шокшань ават», мастерам промыслов и ремесел.

  

Размер шрифта

-
A
+

Цвет сайта

A
или
A

Стандартная версия